воскресенье, 01 августа 2010
Самая актуальная в данный момент тема, полезна будет не только мне.
Брат Марсий пишет шикарно и доступно, окультуривайтесь, мои дорогие. 
***
Мне бы хотелось предложить для обсуждения такую любопытную тему как «Темная Ночь Души». Что это такое?
Я пишу это для моих Братьев и Сестер, с которыми я не раз обсуждал эту тему, но, быть может, она будет интересна и другим людям, изучающим Магию.
Это не транс скорби, который подталкивает нас к инициатическому путешествию. Это не пересечение Пропасти и Битва с Хоронзоном (хотя к Хоронзону Темная Ночь Души, определенно, имеет отношение).
«Человек, занявшийся практикой медитации, поначалу непременно испытывает спокойное наслаждение, связанное с мягким естественным ростом (Если этого не происходит, значит он работает неправильно. — Примеч. А. Кроули.); упражнения вызывают у него живой интерес; они кажутся легкими, и человек вполне доволен, что взялся за это дело. Эта стадия соответствует Исиде. Но рано или поздно на смену ей приходит уныние — Темная Ночь Души; человек испытывает бесконечную усталость и отвращение к работе. Даже самые простые легкие действия становятся непосильными. Такая беспомощность преисполняет ум ужасом и отчаянием.
Не испытавший подобного едва ли поймет, до какой степени доходит это отвращение» - так пишет Кроули в «Магии в теории и на практике».
Конечно, следует уточнить, что такое происходит не только во время практик медитаций. Как я писал, такое происходит с каждым человеком, вступившим на путь магической работы.
читать дальше
В главе, посвященной Аркану Луна из Книги Тота, Кроули снова возвращается к этой теме:
«В памяти возникает мысленный отзвук того подсознательного откровения о величайшей пагубе, которое мистики в своих рассказах неизменно превозносили как Темную Ночь Души. Но лучшие из людей, настоящие люди, вообще не рассматривают этот предмет с подобной точки зрения. Какие бы ужасы ни сокрушали душу, какие бы мерзости ни пробуждали отвращение в сердце, какие бы кошмары ни терзали ум, на каждом шаге пути ответ неизменен: «Какое великолепное Приключение!»
Признаться, не знаю, каких «неправильных мистиков» имеет здесь в виду наш Пророк. «Правильные мистики» трактуют Ночь Души точно так же, как он. И в их работах можно встретить очень полезные дополнения, которые лучше помогут понять нам это состояние.
Разумеется, все это облечено в христианскую терминологию, но как писал наш Пророк: «в подлинной религии нет сект». И потому, давайте обратимся к работам испанского мистика Хуана де ла Круса (он, понятное дело, сидел в тюрьме инквизиции).
«Нужно знать, что после того как душа решительно обращается ко служению Богу, обычно Бог воздвигает ее в духе, лаская – так любящая мать холит и лелеет дитя, согревая теплом своей груди и кормя сладким молоком (…) Но по мере того, как дитя растет, мать отлучает его от груди, скрывая свою нежную любовь и нанося горькую обиду его неокрепшему сердцу. Она опускает его с рук на землю, заставляя идти самостоятельно (…) и когда яснее всего им кажется, что для них сияет Солнце божественных милостей, Бог помрачает весь этот свет и закрывает дверь и источник сладостной духовной влаги, которую они вкушали в Боге каждый раз и в любое время, когда хотели – потому что, когда они были слабы и нежны, дверь не была закрыта для них».
Перевести эти фразы с «христианского» языка на язык магический очень просто. Да по сути, все понятно и без перевода. Человек «обращается к служению Богу» - мы все идем к Богу. К Богу в нас самих: Святой Ангел Хранитель, Пламя, горящее в сердце каждого человека.
И всегда начало этого пути – сказочно и торжественно. Мы обретаем новые знания и чувствуем в себе новые силы! Но вдруг…
«приходит уныние — Темная Ночь Души; человек испытывает бесконечную усталость и отвращение к работе» (Кроули)
«Они не только не находят сока и вкуса в духовных вещах и добрых делах, от коих привыкли получать свои радости и удовольствия, но вместо этого названные вещи вызывают в них обратное – отвращение и горечь» (Хуан де ла Крус).
Но как определить, что ты вступил в Темную Ночь Души, а не просто предаешься безделью и меланхолии? На какие стадии она делится? И самое главное – как одолеть ее?
Здесь я делаю небольшую паузу. Буду рад, если вы ответите или хотя бы подумаете над этими вопросами.
***
Мне кажется, что Темная Ночь Души – это не потеря интереса к работе, это не увлечение какими-то иными делами: вчера магией занимался, сегодня стал марки собирать.
Хуан де ла Крус замечает (и тут нет противоречия с Кроули), что в таком состоянии человек «не получает удовольствие и от тварных вещей». Признак Темной Ночи Души не в том, что человек, например, теряет интерес к магии, а в том, что в магии он не чувствует Бога. То есть – я добросовестно выполняю все магические ритуалы – и никакой отдачи! Я причащаюсь на Мессе – и ничего не чувствую! Я более не чувствую присутствие своего Святого Ангела Хранителя – и это самое страшное.
В Темную Ночь Души никогда не войдет человек, для которого магия – это просто способ заработать деньги или потешить тщеславие. Как он может потерять то, что у него никогда не было? Но главное – для чего это состояние возникает в нас, и зачем мы должны в нем пребывать?
В МТП Кроули пишет: «Это — период Апофиса. За ним следует воскресение — не Исиды, но Осириса. Первоначальное состояние не восстанавливается, однако возникает новое, более высокое, достичь которого возможно, лишь пройдя через смерть.
Той же истине учили алхимики. «Первоматерия», с которой начиналась Работа, была низменной и примитивной, хотя и «естественной». По прошествии различных стадий появлялся «Черный Дракон»; но затем из него возникало чистое и совершенное золото».
Итак, Темная Ночь Души – необходимая стадия магической работы, «нигредо», предвестие более чистого и совершенного состояния. За Арканом Луны восходит Аркан Солнца.
И снова повторю слова Книги Тота: «Какие бы ужасы ни сокрушали душу, какие бы мерзости ни пробуждали отвращение в сердце, какие бы кошмары ни терзали ум, на каждом шаге пути ответ неизменен: «Какое великолепное Приключение!»
Очень мудрые слова, но слишком краткие, а потому нуждаются в расшифровке. Основываясь на этих словах Кроули и не прибавляя ничего лишнего, попробуем ее предпринять.
Темная Ночь Души возникает, когда человеку кажется, что он утрачивает связь со своим Святым Ангелом Хранителем, искрой Бога в себе, тем, что прежде всегда его поддерживало. В формуле ИАО это суровый Апофис, который приходит на смену ласковой, материнской Исиде.
Думаю, любой, кто только становится на Путь Посвящения, очень скоро начинает замечать, что «ему помогают все силы Вселенной»: в нужный момент под рукой оказывается чрезвычайно полезная книга, он находит мудрых учителей, он начинает делать ритуалы и чувствует от них отдачу. (В формуле ИАО это состояние соответствует Исиде). Бесспорно, все эти знаки мы воспринимаем как подтверждение, что встали на правильный путь.
И вдруг в какой-то момент все прекращается. Нам по-прежнему интересна Магия, но, похоже, Магии мы более не интересны. И если не понять причин происходящего, вряд ли удастся искренне восклицать: «Какое великолепное Приключение!».
Темная Ночь Души – это выход на свет, Рождение. Мы лишаемся материнской защиты и поддержки. На смену Исиде приходит Апофис. Нам очень хочется вернуться назад, в утробу, но это невозможно. Нам обязательно надо снова почувствовать в себе Бога, но для этого наше сознание должно быть очищено. Поэтому для начала следует просто заставить свое сознание пребывать в мире и покое. Не отчаиваться! («кто печалится – тот не от нас»). Брат Vorago совершенно правильно написал: «Не пытаться заглушить экзистенциальное отчаяние наркотиками, алкоголем или развратом – все равно не поможет». Но и «штурмовать небо», придумывая все новые и новые ритуалы, пытаясь таким образом восстановить утраченную связь, также не стоит. Есть состояния, которые просто надо иметь силы пройти. Нельзя упрекать себя в том, что ты ничего не делаешь и теряешь время. Сохранять спокойствие и уверенность в своем пути в такой ситуации уже является Работой.
«Порою душу одолевают все более сильные сомнения: не теряет ли она время попусту и не следует ли заняться чем-то иным, поскольку на молитве она не способна ни делать что бы то ни было, ни думать о чем бы то ни было, но лишь терпит и пребывает в покое, ибо там не происходит ничего, кроме того, что душа испытывает удовольствие и ощущение духовного простора. Потому что, если она станет творить что-либо по своему желанию, используя свои внутренние способности, это будет лишь мешать и отнимать те блага, которые Бог посредством сего мира и праздности души укрепляет и запечатлевает в ней».
«Все эти потуги беспокоят и рассеивают душу, отнимая мирный покой и сладостное бездействие созерцания, которое даруется ей в этой ночи», - пишет де ла Крус.
«И лебедь летел, то камнем падая вниз, то взмывая; но двигались мы без цели.
Полоумный мальчишка, сидевший рядом со мною, спросил у лебедя:
«Кто ты, и почему ты паришь, и летишь, и падаешь вниз, и взмываешь ввысь в пустоте? Посмотри, сколько эонов минуло! откуда пришел ты? Куда ты идешь?»
Я, рассмеявшись, ответил ему с укором: «Ниоткуда! Никуда!», пишет Алистер Кроули в Книге Сердца обвитого змеем.
Ведь связь сохраняется, просто мы ее не чувствуем. Мы должны понять, что мы уже не младенцы в магической утробе вселенной. Мы взрослые и должны научиться вести себя как взрослые. Залог дальнейшего продвижения – возгорающая любовь к своему Возлюбленному – Святому Ангелу Хранителю.
И именно состояние спокойствия в Темной Ночи Души создает условие для трансмутации и воскрешения в Осирисе.
@темы:
93